Не забудьте выбросить телевизор

Череда скандалов с украинскими телевизионными каналами, апофеозом которых пока стал очень вероятный самоподжог студии Интера, в очередной раз заносит в сознание тех, кто привык думать, мысль о проигранной информационной битве. Однако, мы уверены, что это совсем не так и постараемся эту уверенность подтвердить рядом суждений.

На первый взгляд, картина действительно ужасающая. Во время реальных боевых действий, на территории страны, подвергшейся агрессии, вполне легально работают многочисленные телевизионные ресурсы, прямо или косвенно управляемые с территории страны-агрессора и внедряющие в сознание массового зрителя искусно подобранный набор демобилизующих и демотивирующих идей, образов и смыслов.

А теперь давайте разберем подробно составные части этого уравнения. Начнем с объекта воздействия - массовой аудитории многомиллионной страны. По отношению к ситуации, в которой очутилась Украина, ее можно разделить на три условных группы: проукраински, антиукраински и нейтрально настроенных. Очевидно, что на первую группу роспропаганда не действует. Они предварительно знают что почем и не смотрят "вражеских" вещателей. Следовательно, эффекта воздействия на нее нет. Вторая группа так же, как и первая, укоренена в своих убеждениях и смены полярности сознания не происходит - ведь им и так "все понятно". Что тут еще "растолковывать"? Остается третья группа, самая многочисленная относительно. Именно из нее по замыслу творцов идеологических диверсий и следует рекрутировать новых сторонников русмира и присоединять их ко второй группе. Фактически, идет борьба за неопределившихся.

Но массив этой третьей группы считается "неопределившимся" не потому что не знает какую сторону в конфликте им занять. Эта "неопределенность" и есть их позиция, которую они не желают менять ни на какую другую. Это та самая хата, которая с краю, и покидать ее, попадая в бурные потоки противоборствующих идей, они не намерены ни за какие коврижки. Тем более, что у третьей группы есть четкое понимание того, что этих коврижек не дадут. Просто нет их. Растерянные рожи попавших под оккупацию и неуверенные голоса тому лучшим подтверждением служат. А уж этих картинок даже российские вещатели наплодили самостоятельно и через украинских сателлитов вдоволь. Значит, и позицию менять нечего. Сидим ровно, никаких резких движений, экономим кислород.

Так и получается, что задачу свою по привлечению украинских адептов на сторону "русского мира" тамошний агитпроп не выполняет. По причине коренной разницы в ментальности между  телеаудиторией двух стран. Что русскому хорошо, то...

Теперь рассмотрим возрастной состав атакуемой аудитории. Делим условно аудиторию на молодой, средний и старший возрастные слои. Молодежь телевизор не жалует, предпочитая ему компьютерные коммуникации, с возможностью моментальной обратной связи. Это уже устойчивый тренд с тенденцией к росту (отказа от ТВ). А уж у "себя" в соцсетях запудрить мозги молодежи тупой пропагандой намного сложнее чем через ящик. Хотя возможны всякие случаи, конечно. Но в основном эти случаи объясняются влиянием семейного окружения в первую очередь по принципу "яблоко от яблони". Средний возраст наиболее продуктивен и здесь соотношение противоборствующих идей преимущественно сводится к борьбе социальных статусов и активной жизненной позиции. Сюда еще "лучи зла" могут дотянуться и сделать свое черное дело. А в старшем возрасте традиционалистские тенденции дают перевес русмиру, но тут см. выше - сторонников и так не надо переубеждать.

Итого, если учесть все тенденции, телепропаганда может быть эффективна теоретически в воздействии на часть зрителей среднего возраста, придерживающихся нейтральных взглядов по отношению к текущему конфликту. А это не такая уж и впечатляющая цифра потенциального "улова", рядом с которой сумма затрат на телепропаганду выглядит непропорционально огромной. И сразу генерирует вопрос "а стоит ли игра свеч?". Честный ответ на который никак не порадует заказчика всей этой дьявольской карусели.

Часто можно слышать следующее - а где же наши, отечественные, патриотические, проукраинские каналы? Почему их так мало? Где "наш" ответ? Ну, во-первых, на самых разных каналах есть достаточное количество передач хорошего уровня, которые могут удовлетворить потребности тех, кто по каким-то причинам не черпает нужную информацию из сети. Это практически весь контент Первого Национального, исторические зарисовки и фильмы 5 Канала, хлесткая Самооборона ICTV, передачи Эспрессо и многое другое. Как говорится sapienti sat.

А во-вторых, представьте себе, что у нас вещают несколько каналов, заполненных пропагандой по принципу "зуб за зуб". Кроме того, что это безумно дорого, это невозможно будет смотреть. Отторжение круглосуточного промыва мозга, пусть даже и с "верным" акцентом, даст эффект, противоположный задуманному на исходной позиции. И по тем же причинам, связанным с различной реакцией на телеслово нашей аудитории и российской. Не можем мы унижать наших граждан навязываемой пропагандой. До понимания сущности украинских реформ и украинского взгляда в будущее каждый должен дойти самостоятельно.

Поэтому оставим телевизор в том виде, в котором он появился и вырос в веке XX, в покое. Пусть он вместе со своими симпатизантами доживает отпущенное им время на обочине исторического процесса. И никакие воздействия с его помощью, сотканные по старинным лекалам, не смогут нас свернуть с пути настоящего прогресса.

Не забудьте выбросить телевизор...

На оновлення сайту можна підписатись:

Комментариев еще нет.

Leave a Reply

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.